Минимальный рост в 2-3 раза возможен для микро и малого бизнеса, которые еще не исчерпали потенциал рынка, на котором они работают.
Два нюанса, которым плевать на твои амбиции
Описанная в предыдущей статье технология [если не читал, то рекомендую начать с нее] будет работать всегда. Но вот, на сколько и с какой скоростью ты будешь расти, зависит не только от тебя. В этой игре важно учитывать еще два нюанса, которые, можно сказать, задают все правила.

Это как если бы ты хотел прыгнуть в высоту на 2 метра без подручных средств, то ни за что в жизни не смог бы этого сделать. Если ты конечно, не кузнечик. Потому что силам гравитации глубоко плевать на твои хотелки.
Первый нюанс — размер рынка.
Второй — бизнес-модель.

Про каждый пункт я подробно расскажу ниже. Сейчас важно осознать:

Это не мои личные выдумки. Во-первых, это здравый смысл. Во-вторых, любой серьезный курс по бизнесу (например, MBA, а не кричащий из всех щелей очередной инфоцыган) начинается с понимания этих основ.
Что учесть, чтобы кратно расти
Если хочешь превратиться в счастливого собственника бизнеса, у которого заметно прирастает банковский счет, то тебе важно: быть в рынке большого размера и использовать «здоровую» бизнес-модель.
1
Быть в рынке большого размера.

Большого — это какого? Ну такого, где присутствует потенциал для реализации твоих амбиций.

Например, ты хочешь построить, как это нынче модно, миллиардную компанию. Если весь рынок, на которым ты работаешь, 600 млн, то можно ли здесь заработать миллиард? Ответ очевиден.

Чтобы это еще плотней село на подкорки твоего сознания приведу 2 конкретных примера для рынка РФ:
Рынок электросамокатов (продажа, не аренда).
По данным ГК «F+ tech-Марвел» за первый квартал 2023 в РФ продали 24,5 тыс единиц на общую сумму 575 млн руб.

Даже если умножить на 4, то получится чуть больше 2 млрд. Хотя каждый понимает, что спрос в конце лета резко падает.

Теперь ответь: реально ли здесь заработать миллиард? Можно конечно, но заднюю часть тела ниже поясницы придется прям подразорвать.
Рынок недвижимости.
По данным портала Циан в 2023 году россияне приобрели 3,8 млн единиц жилой недвижимости на 18 триллионов рублей.

В триллионе нулей столько, сколько не вмещается не только в голову, но даже в калькулятор.

А 18 трлн, это в 18 раз больше. Теперь пошлепай себя по щекам, вернись в реальность и ответь: реально ли здесь заработать миллиард? Даже отвечать не буду. Ответ напрашивается сам собой.
Все это, конечно, красиво, но где я со своим малым бизнесом и миллиард? Во-первых, как говорится в известной присказке «Магнит не сразу строился». Во-вторых, я привел примеры на больших цифрах, чтобы в голове сложилась контрастная картина о размерах рынка.

Ключевая мысль, которую стоит отпечатать на внутренней стороне мозга: чем больше рынок,

  • тем проще там заработать свой миллион-два-три
  • и легче и быстрее расти из года в год.
2
Использовать здоровую бизнес-модель.

Думаю, по рынку все более-менее понятно — заходишь в рынок, где много денег, растешь себе из года в год. Потому что само по себе пространство наполнено ресурсами деньгами. Главное, научиться их добывать.

А вот с бизнес-моделями происходит много путаницы. Во-первых, не все знают, что такое бизнес-модель. Во-вторых, из тех, кто знает, мало, кто понимают, что значит «здоровая».
Признаки здоровой бизнес-модели
Для начала синхронизируем, что такое бизнес-модель. Если совсем упростить, то любой бизнес — машинка по зарабатыванию денег:
Бизнес-модель — это конфигурация этой самой машинки, т. е. из каких элементов состоит и как они между собой взаимодействуют.
Ключевой показатель бизнес-модели — насколько много, быстро и легко она зарабатывает деньги. Представим это в виде ползунков, которые мы двигаем туда-сюда:
Зарабатывать много
Это не только про количество, но еще и про эффективность. За этот показатель отвечает ее величество Маржа и ее альтер-эго Маржинальность.

Ну давай, опытный предприниматель, ответь вопрос: что такое маржа?

Посмотреть ответ

Даже если ты ответил также, не факт, что умеешь правильно считать. За свою жизнь я видел всего 2−3 человека, которые грамотно считали маржу в своем бизнесе. Все остальные тешили себя иллюзиями.
Как считать маржу
Маржа считается по формуле: выручка — переменные расходы.

Где выручка — это за сколько мы продали продукт. Обычно выражается, как средний чек. Переменные расходы — себестоимость + расходы на продажу + расходы на маркетинг. Или так называемые product cost, marketing cost, sales cost.

Если и это ты умеешь, то дай обниму, брат. Или сестра.
Пример: допустим мы занимаемся строительством домов. Продаем их по 6 000 000 за штуку. Себестоимость строительства 4 000 000. Классно? Не факт. Будет зависеть от того, во сколько нам обходится продажа такого дома.

Чаще всего, ошибка кроется как раз в последних двух пунктах: все помнят про себестоимость, но забывают про привлечение и конвертацию клиентов. Думают, как-будто они сами тебя находят, с двух ног залетают в офис и кричат «сейчас же возьми мои деньги».

На практике мы понимаем, что такое происходит еще реже, чем тройничок на лазурном берегу.

Ключевая мысль: чем больше маржа, тем больше денег остается в компании. Что такое маржинальность раскроем в других сериях.)
Зарабатывать быстро
Это не только про скорость получения денег, но и исполнения обязательств перед клиентами.

Возьмем тот же пример со строительством домов. Пришел клиент — дал денег. Все, можно идти покупать жене новый айфон? Нет. Кто считает, что деньги становятся его в момент получения, рано или поздно попадет в кассовый разрыв.

Деньги станут нашими только в тот момент, когда мы построим человеку дом [или часть дома] → он посмотрит → скажет, что его все устраивает и подпишет акт выполненных работ. Только тогда деньги можно считать нашими.

Теперь вопрос — сколько обычно строится дом? Ну примерно полгода. Вот примерно через это время можно признать, что мы заработали денег.

Ключевая мысль: чем быстрее мы сможем выполнить свои обязательства перед клиентом, тем быстрее можем купить айфон жене. Или уехать на Мальдивы. Тут кому что.
Зарабатывать легко
А это про то, сколько усилий необходимо приложить, чтобы заработать денег. И с точки зрения продаж, и с точки зрения исполнения обязательств.

Бывают такие сложные ниши, где супер сложно продавать. А если и продал, то потом охереешь выполнять работу.

Например, то же строительство домов. Сейчас рынок настолько зубастый, что попробуй пойди продай [если, конечно, у тебя не уникальный продукт]. Если продал, то возьми на себя риски, возись полгода в грязи, а потом придет клиент и скажет: «мне не нравится, давайте переделывать».
Как с этим жить дальше
Проблема микро и малого бизнеса в России в том, что в 96 из 100 случаев — это бизнес по залету:
  • Я
    Почему вы этим занимаетесь?
    Он
    Нууу, так получилось.
  • Я
    А на чем вы зарабатываете и сколько?
    Он
    Нууу, продаем юридические услуги, зарабатываем примерно 500 тыщ.
  • Я
    Почему примерно?
    Он
    Потому что никто не считает. Видим деньги на счету, снимаем → тратим.
  • Я
    Почему именно этим?
    Он
    Как-то так получилось/всегда мечтал быть юристом/ничего другого не умею и тд
  • Я
    Сколько денег вы вкладываете в рекламу?
    Он
    40 тыщ.
  • Я
    А почему именно столько?
    Он
    Так исторически сложилось/больше боимся/не понимаем, как они окупаются и тд.
В большинстве случаев черный куб так и остается черным. Никто даже не пытается разобраться, как это работает. Но проблема в том, что если ты не понимаешь этого, то ты не можешь влиять на результат. Ты просту тупо не понимаешь, за какие рычаги потянуть, чтобы больше зарабатывать денег.

Если бы в начале моего пути, мне объяснили эти основы, то, вероятно, моя жизнь, как предпринимателя сложилась бы иначе. Эту задачу, в целом, решает хорошее бизнес-образование. Другой вопрос, что мало кто может его себе позволить. Особенно вначале.
Поэтому если у тебя возникает вопрос, а какая у меня бизнес-модель? Насколько она эффективна? Что делать, чтобы ее улучшить и развить? То предлагаю записаться на диагностику бизнес-модели по методу «армянского чапалаха».
© 2024 Не является публичной офертой
ИП Рыкун М.В. ОГРНИП: 313246826200155 ИНН: 244602323078
Политика конфиденциальности