2 подхода,
чтобы определить приоритет действий
Для начала одной картинкой покажу будни российского микропредпринимателя:
Пояснение словами: в иерархии бизнеса сначала идут богатые компании, потом идут бедные компании, потом 50 метров «говна», и только потом малый и микробизнес в России.
Разумеется, это все шутки, и ничего плохого я сказать не хочу. Потому что сам нахожусь в категории малого бизнеса.

Но штука в том, что микро и малый бизнес всегда действует в условиях ограниченности ресурсов. Поэтому как бы нам сильно не хотелось одним махом завоевать этот мир, придется выставлять приоритеты. Иначе можно словить расфокус и, в итоге, так никуда и не сдвинуться.

Существует много разных подходов для оценки приоритетов. Но для простоты применения мы рассмотрим всего два: попроще и посложней.
Первый подход. Попроще
Иногда, как говорится, нужно быстро прикинуть что к чему и понять, за что хвататься в первую очередь. Для этого подойдет метод, который называется ICE.
Расшифровывается как Impact (Влияние), Confidence (Уверенность), Effort (Усилия). Каждой гипотезе присваиваются баллы по этим критериям, а затем рассчитывается итог по формуле:
ICE = (Impact + Confidence) / Effort
Чем выше итоговый балл, тем приоритетней гипотеза.
Как работают критерии
Все критерии оцениваются по шкале от 1 до 10: 1 — минимальное значение, 10 — максимальное.
  • 1
    Impact [влияние]
    Оценивает, насколько гипотеза повлияет на ключевую метрику [1 — минимальное влияние, 10 — максимальное].

    Пример: Добавление кнопки «Купить в один клик» может значительно увеличить конверсию → Impact = 8.
  • 2
    Confidence [уверенность]
    Оценивает, насколько вы уверены в успехе гипотезы. Основано на данных, опыте или интуиции [1 — нет уверенности, 10 — полная уверенность].

    Пример: Если A/B-тест похожей кнопки ранее дал +5% к конверсии → Confidence = 7.
  • 3
    Effort [усилия]
    Оценивает ресурсы: время, деньги, труд, необходимые для реализации [1 — очень много усилий, 10 — почти не требует].

    Пример: Добавить кнопку легко, но нужно согласовать с дизайнером → Effort = 6.
Каждую гипотезу оцениваем по критериям, считаем по формуле и смотрим, что приоритетней. Пример расчета:

Гипотеза

Добавить кнопку

«Купить в один клик»

Переработать весь

дизайн сайта

Impact

8

9

Confidence

7

3

Effort

4

9

ICE

(8 + 7) / 4 = 3.75

(9 + 3) / 9 ≈ 1.33

Итог: Первая гипотеза приоритетнее, так как у нее выше ICE-балл.
Когда подходит
  • Стартапам и небольшим командам
    Быстро выбрать идеи для тестирования без глубокого анализа.
  • Ограниченные ресурсы
    Когда нужно максимизировать результат при минимальных затратах.
  • Когда много гипотез и мало времени
    Чтобы отсеять слабые варианты и сосредоточиться на самых перспективных.
  • Мало данных
    Если оценки строятся на экспертных мнениях, а не на точной статистике.
Второй подход. Посложней
Подходит для тех, кто любит немного заморочиться. Но при этом получить более точную оценку. Названия не знаю, т.к. я про него узнал у Виктора Кузнецова [это человек, который основал всеинструменты.ру]
В этом подходе используется 1+5 критериев оценки: актуальность, финансовый результат, время теста, цена ошибки, вероятность успеха, системный или разовый эффект. Подробно о каждом.
Первый и самый важный критерий
Актуальность. Насколько проблема или гипотеза уместна здесь и сейчас и для нее хватает всех видов ресурсов: деньги, люди, время, полномочия, компетенции.

Например, собственник компании говорит, нам надо сделать красивый логотип. При этом в компании недостаточно лидов и продаж. Ресурсов может и хватит, но задача неуместна.

Другой пример — мы хотим запустить SEO-продвижение, чтобы получать новых клиентов. Но при этом у нас бюджет всего 30 000. Новые клиенты — актуальны, но на качественное исполнение у нас не хватает ресурсов.

Если сформулировать иначе, то актуальность — это про своевременность. Насколько уместно на это тратить ресурсы в данной конкретной ситуации. Это первый критерий, который, в принципе, валидирует любую задачу. Если она его не проходит, то все остальное не имеет смысла.
Выставляем приоритеты
Если задачи прошли актуальность, то дальше имеет смысл их ранжировать с помощью 5 критериев:
  • 1
    Финансовый результат
    Все задачи выглядят примерно одинаково: состоят из нескольких слов на русском языке. Поэтому мозг может воспринимать их одинаково полезно.

    Но результаты, к которым приводят эти задачи, могут сильно отличаться. Одна принесет 2 000 000 ₽, а другая 40 000 ₽. Соответственно, приоритет отдаем задачам, которые дают больший выхлоп.

    Например, в компании стоит цель увеличить объем продаж. В отделе продаж 3 менеджера, каждый из которых в среднем привлекает 10 клиентов со средним чеком 100 000 ₽.

    Чтобы увеличить выручку можно поднять конверсию отдела на 10%, а можно нанять дополнительного менеджера. Первый вариант даст прирост на одного клиента для каждого менеджера (итого +3), а второй — на 10.

    Больше денег потенциально принесет второй вариант.

    Если не получается определить точный финансовый результат, то сделай, как получается. Плохой прогноз лучше, чем его отсутствие. С каждой новой задачей будет проще.
  • 2
    Время теста
    Это количество часов, дней или недель от идеи до момента, когда мы увидим результат. Тут должно быть все просто.

    Например, чтобы «внедрить новый скрипт продаж» может уйти месяц, и это принесет дополнительные 10% выручки. А задача «позвонить поставщику и договориться о скидке 4%» займет около 5 минут, а результат добавит 4% к маржинальности.
  • 3
    Цена ошибки
    Потенциальные потери, если гипотеза не сработает: потраченные деньги, время, репутационные риски и т. д.

    Например, хотим запустить новый канал трафика. Чтобы его протестировать, необходимо потратить 30 000 ₽ и один рабочий день маркетолога. Это и будет цена ошибки.

    Существует заблуждение, что чем больше ресурсов требует задача, тем больше прибыли она дает. И наоборот, чем проще и быстрее задача, тем меньше. Но прикол в том, что это далеко не всегда так.

    Существуют быстрые, простые и бесплатные гипотезы, которые дают хороший результат. Важно научиться их видеть. Это как раз один навыков предпрпнимателя — упрощать.
  • 4
    Вероятность успеха
    Это то, насколько мы верим в результат. Измеряется по шкале от 1 до 10, либо в процентах: 10%, 20%, 30% и тд

    Тут есть четыре категории:
    • Первая. Системный процесс. Уже хорошо работает и понятно, как улучшать. Например, тратим на контекстную рекламу 100 000 ₽, стабильно получаем 20 клиентов. Можем потратить 200 000 ₽, и получим 40 клиентов. В первой категории самая высокая вероятность результата.
    • Вторая. Прецедент. Это положительный опыт в прошлом, который не является системным. Например, потратили в новый рекламный канал 50 000₽, получили 10 клиентов. Можно предположить, что дальше это будет давать такой же результат.
    • Вероятность успеха прецедента высока, но ниже, чем системных системного процесса.
    • Третья. Чужой опыт. У них работает, у нас тоже может сработать. Конкуренты, компании из другой отрасли, другие отделы внутри и т. д. Т. е. там, откуда потенциально можно перенять опыт.
    • Например, сходили на экскурсию на какой-нибудь завод → увидели, как у них выстроена работа с производством → применили у себя.
    • Вероятность успеха таких задач ниже, чем вероятность в первых двух категориях.
    • Четвертая. Непроверенная идея. Сюда относятся задачи, которые никогда никто не делал, но вам кажется, что они дадут результат. Например, внедрить искусственный интеллект в отдел контроля качества.
    • Такие решения могут сработать, но вероятность их успеха ниже, чем у задач в других категориях.
    Логика здесь простая: первая категория — уверенность в результате высокая → приоритет выше. Чем ниже, тем снижается. Важно держать фокус на первых, и не соблазняться на непредсказуемые эксперименты без нужды.
  • 5
    Системный или разовый эффект
    Насколько долго будет работать результат от задачи: долгое время (системный) или даст эффект только один раз (разовый).

    Есть действия, которые тушат пожар, а есть действия, которые строят будущее. От первых эффект заметен сразу, но его хватает ненадолго. От вторых эффект длительный, но не всегда заметный.

    Например, каждый раз знакомить нового сотрудника с должностными обязанностями или создать программу адаптации для новых сотрудников. Разовое действие, системное действие.

    Важно понять, разовые действия — это ни хорошо, ни плохо. Если они возникают, необходимо их проанализирвоать и сделать так, чтобы трансформировать их в системные. А если это невозможно, то сократить до минимума.
Плюсы и минусы такого подхода
  • Помогает структурировать идеи и дает понимание сильных и слабых сторон.
  • Быстрее ведет к результату, т.к. уменьшается низкоэффективные действия.
  • Снижает риски: можно заранее увидеть, где выше цена ошибки и какая вероятность успеха.
  • Возможны упущенные возможности: если фокусироваться только на финансовом результате и вероятности успеха, некоторые «смелые» инновационные идеи могут остаться нереализованными.
  • Не учитывают человеческий фактор: в некоторых решениях важнее креативность и скорость реакций команды, чем чёткие расчёты.
  • Занимает намного больше времени, чтобы оценить
Неважно, какой подход выберешь, главное взять и сделать. В общем, выбирай то, что подходит в каждой конкретной твоей ситуации.